Мои незабываемые каникулы в Крыму. Часть 2

Продолжаю делиться с вами, дорогие друзья, мои впечатлениями о поездке в Крым в августе этого года. Напомню, что провела я там всего лишь неделю, но эти 7 дней я буду вспоминать долго. Каникулы в Крыму удались на славу! Крым прекрасен, люди отзывчивые и добродушные, климат — лучше не бывает… погода, природа, горы, солнце, море… не передать словами!

… В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было в красках передать эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи.

Константин Паустовский

Каникулы в Крыму. День четвёртый. На одной волне с Крымом.

Как я уже упоминала ранее, этот день мы решили посвятить западному побережью Крыма, а точнее, Евпатории. Но по дороге в этот город, нас, как обычно, ждали приключения. Первое, что было на нашем пути — Николаевка. Сначала мы хотели проехать мимо. Но поскольку это самый близкорасположенный (39 км) пляж к Симферополю, то мы свернули с дороги сюда. Эх, знать бы раньше… Но обо всём по порядку.

Посёлок городского типа Николаевка имеет давнюю историю. Он был основан ещё в 1858 году возле Николаевского источника. Отсюда и название — Николаевка. Увидев этот посёлок, я поняла, что, кроме истории, здесь больше ничего нет. По крайней мере, на сегодняшний день. По словам моих подруг, в советское время это было одно из самых лучших в Крыму мест для отдыха жителей всех регионов. Сейчас, к сожалению, всё не так. И Николаевка, мягко выражаясь, привела меня в некоторое оцепенение.

Посудите сами, некогда самая большая морская линия в Крыму, теперь находится в плачевном состоянии. Пляжи практически не оборудованные, грязные, линия пляжа узкая, как говорят местные, «море съело сушу». А всё потому, что никому нет до этого дела. В самом посёлке инфраструктуры никакой. Как-будто вернулся назад в СССР: только всё обветшалое, жалкое и убогое. Жаль, ведь это экологически чистая зона, здесь нет вредных производств и больших дорог. Людей здесь много и по сей день. Кто-то по привычке, кто-то по необходимости (цены здесь не высокие), а кому-то нравится и так. Посмотрите на фото ниже и сами всё поймёте.

Далее нас ждало розовое солёное озеро. Вообще-то в Крыму два подобных озера. Одно — Кояшское озеро, расположенное на восточном побережье Крыма недалеко от Керчи. Другое — Озеро Сасык сиваш, расположено между Саками и Евпаторией. Вот его-то мы и посетили. Оно уникально по своей природе. В прошлом столетии на выставке в Париже соль этого озера была признана лучшей. И, действительно, соль Сасык сиваш имеет не только пищевую ценность, но и лечебные свойства. Ярко-розовый цвет имеет озеро из-за цветения водорослей, вырабатывающих бета-каротин.

Как ни странно, но озеро не всегда имеет такой цвет. Чтобы увидеть нежно-розовый цвет озера, можно отправляться сюда уже в июле. Пик розовости озеро достигает в конце лета. Осенью же озеро пересыхает и превращается в «снежную сказку». И хотя название водоёма переводится с тюркского как «зловонная грязь», место здесь очень живописное, необыкновенное и чарующее. Недаром многие влюблённые и не только приезжают сюда встретить закат и запечатлеть этот момент на фото. Романтика! Поверьте, сказочное место!

Евпатория встретила нас великолепным морем. Немного не доехав до города, мы сделали остановку на пляже вдоль дороги. Несмотря на то, что месторасположения пляжей вдоль трассы не самое удачное, но море здесь великолепное. Тихое, спокойное, ласковое, но, правда, вода холоднее, чем на ЮБК. Признаюсь честно, я не большой любитель открытых водоёмов для купания, но море здесь меня просто покорило. Выходить из воды совсем не хотелось, но нас ждала Евпатория.

Очень жаль мне тех людей, которые не бывали в Евпатории.

Владимир Маяковский (1928)

Для нас город начался с посещения «Малого Иерусалима». А, если быть совсем точной, то с небольшой забегаловки с самыми вкусными чебуреками на земле! Классика жанра — чебуреки с говядиной, чебуреки с сыром и шпинатом, с овощами и сыром и, конечно, Coca-cola, так сказать, для расщепления жиров. К чёрту ПП, стройная фигура, оставим всё это для дома, мы — на отдыхе!!! Итак, вернёмся к нашим баранам, а точнее к культурно-этнографическому центру «Малый Иерусалим».

Тут самое время обратиться к истории Евпатории, ей, кстати, уже более 2500 лет. На протяжении всей своей истории город переходил из рук в руки. Основан он был древними греками и носил название — Керкинитида. Затем он переходил к скифам, понтийскому царству. Был сожжён гуннами, позже захвачен турками (тогда он назывался — Гезлев). И только после присоединения Крыма к России в XVIII веке, город получил нынешнее название — Евпатория. Таким образом, город создавался разными народами с разными культурой и вероисповеданием. Поэтому в центре «Малый Иерусалим» уживаются храмы разных культур. Это и караимская кенаса, синагога, мечеть, православный храм, армянская церковь. В общем здесь собраны 12 старинных исторических объектов. Их внешний вид сохранился таким же, каким был прежде, здания лишь отреставрировали и укрепили.

А вечером мы прогулялись по центру города и его необычной набережной. Необычность её заключается в том, что она проходит не только вдоль моря, как в других городах. Несколько параллельных улиц, перпендикулярно подходят к прибрежной полосе, протяжённость которой составляет 12 000 м.

Николаевка. Пляж.
Николаевка. Центр посёлка.
Солёное розовое озеро Сасык сиваш.
Евпатория. Морпорт.
Евпатория. Улицы города.
Евпатория. “Малый Иерусалим”. Мечеть.

День пятый. Опять Севастополь, только с другой стороны.

Опять мы едем в Севастополь. По дороге мы заехали в административный район Севастополя — Балаклаву, находящуюся в 15 км от него. Как вы помните, мои подруги — большие поклонницы пляжа и моря. Поэтому, оставив меня в Балаклаве для осмотра местных достопримечательностей, они поехали дальше. А вот куда, расскажу чуть позже.

Да здравствует Балаклава с ее учреждениями — библиотекой, кофейней и почтовой конторой!

Степан Скиталец

Библиотеку и почтовую контору я не заметила, прогуливаясь по центру города. Кафешек здесь полным полно. А вот крепость Чембало, ещё одну генуэзскую крепость Крыма, я с удовольствием посетила (бесплатно!). Она считается символом города, так как её башни можно увидеть с любой точки Балаклавы. Развалины крепости расположены на Крепостной горе. Именно отсюда открывается вид на сам город, на знаменитую Балаклавскую бухту и морскую гладь, на мыс Айя, ограничивающий ЮБК с запада. В историческом центре Балаклавы не пропустите самый старый действующий храм Святых Двенадцати апостолов в Крыму. А также не забудьте прогуляться по знаменитой набережной Назукина, которая по сей день сохранила дореволюционный дух старого города.

Отдельного упоминания заслуживает Балаклавская бухта, при входе в которую берег делает несколько изящных поворотов. Поэтому, если не знаешь, то с моря бухту не найдёшь. В бухте находятся два, так называемых, «внутренних» пляжа — Городской и Мраморный. Городской находится рядом с крепостью Чембало и имеет необычное, бетонное, дно. А вот Мраморный находится на противоположной стороне и добраться к нему можно только на катере. Как, впрочем, и к другим, чуть далее расположенным пляжам. По степени удалённости от города идут пляжи — Васили в Васильевской балке, самый большой Золотой пляж и, наконец, самый красивый — Яшмовый, или Монастырский, пляж на мысе Фиолент. Вот на нём мы и остановимся подробнее.

Если будете на Фиоленте —

Приходите искать ответы

На вопросы о мире этом,

Смысле жизни, месте своём.

Плеском волн и запахом ветра,

Скал молчанием, криками чаек

Фиолента мир отвечает.

Вы поймёте это потом…

Ольга Сафронова

Следует заметить, что я села на небольшой катер и отправилась в сторону Севастополя на мыс Фиолент, где меня уже ожидали подруги. К слову, добраться сюда на катере можно всего за 250 рублей с человека. Мало того, что мыс Фиолент однозначно является красивейшем местом Крыма, так он ещё считается легендарным. В том смысле, что тут рождались многие древние легенды. Пришвартовавшись к пляжу, я осознала, что попала в чудную сказку. Такая завораживающая красота, такая магия! Пляж покрыт галькой различных цветов: от красного до чёрного, это так эффектно смотрится в прозрачной воде. А если повезёт, то можно найти и кусочки яшмы (отсюда и название пляжа — Яшмовый).

Пляж как-бы разделён скалой на две части: одна более благоустроенная, но и более многолюдная; другая — дикая и малолюдная. Чтобы добраться до последней, надо либо плыть по морю, либо идти в брод по кромке моря вдоль скалы, перенося свои вещи в высоко поднятых руках над водой. Мы плыли. И ни разу не пожалели, что перебрались туда — из-за необычной красоты местных скал. Некоторые из них будто покрыты золотом.

Ещё одна особенность пляжа — это спуск к нему. Чтобы спуститься к морю или, наоборот, подняться в город, надо преодолеть ни много ни мало, а 800 каменных ступеней, закрученных серпантином. Неплохая, скажу я вам, тренировочка! Надеюсь, мне пошла на пользу, особенно, после вкуснейших чебуреков с колой…По пути постоянно попадаются скамейки и смотровые площадки, на почти каждой из которых спит, развалившись, кошка. Такая своеобразная «котикотерапия» после крутого подъёма.

В качестве отступления. И, вообще, в Крыму очень много кошек. Когда я описывала поездку в Новый Свет (см. часть 1), совсем забыла упомянуть о том, как там любят кошек. Мы увидели совершенно очаровательный кошачий городок. Для котов сооружены домики из фанеры, картона, деревяшек, оборудована для них столовая, где расставлены чашки с едой. Какая-то милая женщина раскладывает им корм по чашкам. И, конечно, неравнодушные люди помогают материально содержать животных. Это так мило и необычно для наших городов! Меня это картина очень растрогала!

Итак, продолжаем. Поднявшись по лестнице, можно увидеть бывший католический, а ныне православный Свято-Георгиевский монастырь. Этот самый старый храм на полуострове до сих пор является действующим мужским монастырём. Кажется, будто храм висит над пропастью.

Ну, а как же без приключений? Без них это была бы не я! Приблизительно в 140 м от пляжа возвышается Георгиевская скала (или Скала Святого Явления). На вершине скалы около 120 лет назад установили крест в честь тысячелетия монастыря. Вот на эту самую скалу мы и поплыли с моей подругой. Не то что я не умею плавать и прям боюсь воды, отнюдь. И расстояние от берега до скалы не такое уж огромное. Но было ветрено и волны достигали достаточно больших размеров. Проплыв где-то полпути, ветер усилился, волны стали больше, вода постоянно попадала в лицо… И в какой-то момент я поняла, что ничего не вижу, вода застлала глаза и тут я стала немного паниковать. Возвращаться не резон, так как большую часть пути уже проплыли. Благо моя подруга — настоящая русалка, море её дом родной. Мы предприимчиво захватили с собой надувной круг, схватившись за него моя подруга и притащила меня к скале. С поднятием на скалу тоже были некоторые проблемы, но это уже тема другого разговора. Наконец, мы на вершине скалы. Паника ушла бесследно. И тут ты понимаешь, что не зря прожил жизнь. Будете на Фиоленте, обязательно доплывите до Георгиевской скалы, поднимитесь на неё… И, поверьте, ребята, чудо перед вами!

А вечером, уже поднявшись на верх, мы встречали закат с южного мола мыса Фиолент. День прожит не зря!

Мои каникулы в Крыму продолжаются. Осталось ещё два дня в Крыму. Время летит, словно ветер. Если вам интересно, как прошли мои последние дни на Крымском полуострове, то продолжение следует…

Балаклава. Крепость Чембало.
Балаклава. Бухта.
Вперёд, к мысу Фиолент!
Мыс Фиолент. Георгиевская скала (или Скала Святого Явления).
Мыс Фиолент. Свято-Георгиевский мужской монастырь.