Санкт-Петербург. Необычные памятники. Часть 1

В Санкт-Петербурге более 6000 памятников. Среди них есть необычные и затейливые, огромные и еле заметные, футуристические и похожие на невиданных зверей, мистические и исполняющие заветные желания. Вот о них и пойдёт речь в нашем новом цикле.

Санкт-Петербург сказочно красив в любое время года. Отличная идея — нанести визит городу зимой. Поэтому не откладывайте этот вопрос в «долгий» ящик, бронируйте авиабилеты и отели прямо сейчас, тем более, что это можно на нашем сайте. Таким образом, вы сэкономите не только ваши деньги, но и время. Желаем незабываемого зимнего отдыха в самом прекрасном городе на Земле!

Памятник «Потерянной книге».

Совсем недавно, буквально в октябре этого года, во дворе Типографии № 3 на Литейном проспекте, 55, установили весьма необычный арт-объект. Это памятник «Потерянной книге», сидящей на скамейке. «Почему “потерянной”?», — удивитесь вы, и будете правы. Оказывается создатель памятника Вероника Бернард вложила двоякий смысл в эту скульптуру. Первый основывается на известном факте. В середине XIX века недалеко от этого места Н.А. Некрасов обронил рукопись Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Если бы рукопись не нашлась, то неизвестно, как бы сложилась история нашей страны. Вторая идея имеет более современные корни. К сожалению, в современном мире книги постепенно заменяются различными гаджетами, отчего книга и стала «потерянной».

Скульптор специально сделала книгу похожей на мультипликационный персонаж, дабы памятник был интересен и для взрослых и для детишек.

Памятник книге.

Есть ещё один памятник книге на Университетской набережной Санкт-Петербурга. Памятник был создан почти 20 лет назад. Его называют ещё и «Послание через века». А всё потому, что памятник выполнен в виде огромной книги из гранита, на раскрытой странице которой высечены строки из поэмы Пушкина «Медный всадник»: «Люблю тебя, Петра творенье…» с автографом поэта.

Весьма символично и местоположение памятника. С одной стороны располагается Петербургский университет, с другой стороны, на противоположном берегу Невы, – скульптура «Медный всадник», которому Пушкин и посвятил высеченные в «книге» строки.

«Ангелы» Петербурга.

Памятник «Петербургский ангел» на Фонтанке.

9 лет назад на скамейке в Измайловском саду появился один из “Петербургских ангелов”. Ангела олицетворяет милый старичок, сидящий на скамеечке под зонтиком с книгой в руках. Возможно, это памятник вымирающему поколению ленинградских стариков, трогательных, интеллигентных, но сильных духом. Автором этого проекта стал скульптор-кукольник Роман Шустров. Он сам относил Ангела к жанру “городской душевной скульптуры”. И на самом деле, к Ангелу можно присесть, погладить его и даже повязать шарфик. Интересно, но шарфы меняются практически каждый день.

Кстати…

Ещё один удивительный факт — у Ангела есть своя почта. К сожалению, не все люди так романтичны и доброжелательны, почтовый ящик часто взламывали и поэтому его пришлось перенести в здание стоящего рядом Молодёжного театра. Теперь опустить своё письмо в «небесную канцелярию» может любой желающий в часы работы театра. Добро пожаловать в гости к Ангелу на Фонтанку, 114. Ведь если потереть его нос, то это к удаче в делах, крылья — к любви, книгу — к успехам в учёбе, зонт — к появлению собственного крова. Верьте в чудеса, друзья, и ваши желания обязательно сбудутся!

Памятник «Печальный ангел».

В марте 2021 года на набережной реки Карповка напротив Первого Санкт-Петербургского медицинского университета им. Павлова установили памятник медикам, погибшим во время пандемии коронавируса. Эту скульптуру создал Роман Шустров, который сам скончался от коронавируса. Скульптура названа «Печальный ангел».

Памятник «Петербургский ангел» в Любашинском саду.

Этот бронзовый босоногий ангел присел на одну из скамеек внутри беседки послушать музыку падающей воды. Не удивляйтесь! В Любашинском саду находится единственный пешеходный фонтан в Питере, в беседке которого и поселился этот ангел. А на крыше беседки «приземлилась» скульптура воробья. Вот так и соседствуют эти два «крылатых» персонажа.

Ангел стал прямо-таки талисманом этого парка, посему и поплатился, в прямом смысле, за свою популярность. Народ фотографируется с ангелом, обнимает его, загадывает желания, потирая части тела бронзового изваяния. И вот как-то ангел не выдержал этой людской любви, крепления расшатались, ангел упал. Пришлось отправить любимца публики на демонтаж. С 2019 года Ангел опять продолжает радовать всех посетителей парка.

Кстати…

Это ещё одна работа скульптора Романа Шустрова.

Скульптура “Три Ангела”.

В «Парке современной скульптуры» на улице Правды находятся несколько необычных скульптур, одна из них — памятник «Три ангела». Правда, ангелы на ангелов не совсем похожи. Это был замысел скульптора Бориса Сергеева, по которому три ангела символизируют три рядом расположенные церкви. Это церковь Иоанна Предтечи, церковь Святого Александра Невского при училище Синода и церковь Преображения Господня.

Кстати…

В настоящее время, ни одна из этих церквей не является действующей по назначению.

Памятник дырке.

В Питере много разных памятников (пожалуй, на единицу площади там их больше чем где бы то ни было). И один из самых странных из них — памятник дырке. Да-да, вы не ослышались! В небольшом сквере около дома 3 по улице Маяковского установлена большая гранитная глыба, в которой проделана аккуратная и ровная дырка.

Какие только идеи и предположения не вызывала эта глыба и как только не упражнялись питерцы в сарказме, пытаясь предложить свою версию. Кто-то уверен, что камень просто уронили и забыли строители при реконструкции этого района (а пресловутая дырка – не что иное, как отверстие для крановых строп). Кто-то видит в нем профиль Анны Ахматовой, кто-то – Пиковой Дамы с проколотым носом. Фантазии людской нет предела!

skb

Но правда жизни гораздо прозаичнее. Этот камень с дыркой появился в 1996 году в рамках проекта по благоустройству Санкт-Петербурга. И, несмотря на свою “неискусственную” внешность, имеет вполне конкретных авторов – это скульптор В.Иванов и архитекторы А.Чернов и Е.Духовный. По изначальной идее, через отверстие должна была проходить бронзовая ветвь, символизируя стремление к жизни. Но потом авторы ограничились просто дыркой. Не стали они париться и по поводу названия (даже табличку рядом с камнем не приладили), отдав эту честь питерцам. И уже они окрестили глыбу “памятником дырке”.

Кстати…

Как и многие другие памятники Питера, «дырка» имеет свою легенду: для успешного поиска спутника (цы) жизни нужно просунуть в дырку руку, благо расположена она не очень высоко.

Памятник Муму.

Люди старшего поколения помнят ещё из школьной программы тургеневского глухонемого Герасима со своей собачкой Муму. Никто не оставался равнодушным, прочитав эту книгу. Вот и владельцы ресторана «2 Му» на площади Тургенева тоже, видимо, являются поклонниками великого русского писателя. К 150-летию выхода в свет произведения Ивана Тургенева «Муму» при входе в ресторан был установлен памятник собаке. Спаниель с грустными глазами лежит, преданно дожидаясь своего хозяина — Герасима. А тот, видимо, зашёл в кабак, выпить рюмочку-другую, оставив у входа не только своего верного пса, но и фартук с сапогами. Сверху висит табличка с надписью «В память собаке».

Этой скульптурой авторы хотели привлечь внимание к судьбе брошенных, никому не нужных животных. Более того, руководитель проекта день открытия памятника назвал «днём покаяния перед нашими меньшими братьями, которым человек нанёс обиду и боль».

Кстати…

Во французском Онфлёре (где Тургенев когда-то встречался с Ги де Мопассаном) есть ещё один памятник Муму. Интересной его особенностью является то, что хвост у собаки – как у русалки. Может быть автор скульптуры Юрий Грымов хотел превратить Муму в русалку, чтобы она не утонула?

Памятник «Нос майора Ковалёва».

«Нос майора Ковалёва» многие местные жители и гости города считают одним из самых необычных памятников в городе. В Санкт-Петербурге есть памятники кошкам, собакам, лошадям, дворнику, фотографу и людям других профессий, даже литературным героям – Маленькому принцу, Остапу Бендеру. И всё равно персонаж Гоголя – Нос майора Ковалёва выделяется из всех них. А если учесть и то, что в данный момент в Северной столице сразу три памятника этому “носу”, то он сразу же обгоняет всех по оригинальности. 

Увековечить персонаж произведения Гоголя пришло в голову актёру и режиссёру Виктору Жук. А создали монумент скульпторы Василий Аземша и Резо Габриадзе, а также архитектор Вячеслав Бухаев. Памятник был установлен в 1995 году на фасаде дома № 36 по Вознесенскому проспекту. По внешнему виду — это серая плита из известняка размером 60 х 35 см. В нижней её части размещается сам «виновник торжества» — собственно Нос, дышащий Петербургом. Нос высечен из розового украинского мрамора, который специально доставили с родины Гоголя. Ну а сверху лаконичная надпись гласит: «Нос майора Ковалёва».

Кстати…

Если вы читали повесть Гоголя, то помните, что нос майора имел странную привычку покидать своего владельца и спокойно гулять по городу. Неизвестно, случайно или по чьему-то злому умыслу, памятнику также стала характерна эта привычка.

В 2002 году памятник пропал с фасада дома, при этом стоит обязательно отметить, что его вес в районе 100 кг. Авторы решили воссоздать памятник, правда уже сделали его поменьше, при этом на кончик носа добавили бородавку.  Но тут нежданно-негаданно нашёлся подлинник. Каким-то странным образом его обнаружили в подъезде дома № 15 по Средней Подьяческой улице. Конечно же, изначальный монумент вернулся на своё место, правда на этот раз его укрепили более качественно. 

А вот новый «Нос майора Ковалёва» решили установить на фасаде здания Музея городской скульптуры, который расположен по адресу: Чернорецкий переулок, дом 2. 

Есть ещё третий памятник Носу, который был установлен во дворике филфака СПбу к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя.

Памятник зайцу.

В 2003 году у Иоановского моста на Заячьем острове на деревянной свае установлена фигурка зайца высотой 58 см. Памятник сделан из специального сплава, что позволяет ему сохраниться вблизи от воды. Питерцы нарекли зайца Арсением. Считается, что этот памятник «зайчику, спасшемуся от наводнения». В связи с этим существует две легенды.

Согласно первой, заяц во время наводнения запрsгнул на сапог Петра I и, таким образом, спасся от стихии. Правда, не известно, а не попал ли заяц под лезвие кухонного ножа? Вроде как после этого остров стал называться Заячьим. Вторая легенда гласит, что царь пошёл разбираться с нерадивыми плотниками. А в это время началось наводнение и испуганный заяц прыгнул прямо в руки Петру. Государь счёл это неким знамением и дал соответствующее название острову. Но ведь известно, что Пётр I решил закрепиться на невских берегах, построив крепость на острове Енисаари, что в переводе с финского как раз и означает «Заячий остров».

Современное же поверье гласит, что если кинуть монетку и она приземлится на деревянной свае — то желание сбудется, а чем ближе к зайцу — тем быстрее. В результате дно в радиусе нескольких метров покрылось ровным слоем монеток.

Как обычно бывает, зайца несколько раз крали. Причём сначала он был размещён с одной стороны моста, а после очередной кражи – с другой. Кроме того, ушастый страдал во время соревнований по водно-моторному спорту — пару раз лодки просто сносили его со столбика.

Кстати…

Кроме “Зайца, спасшегося от наводнения”, Петровичев создал в Петербурге ещё много скульптур на «живую» тему: «Кошка Василиса и кот Елисей» на Малой Садовой улице, «Кошка Тишина Матроскина» на улице Марата, «Лягушка Кика» в бывшем Чесменском дворце, «Улитка» и «Бегемотик» во дворе Санкт-Петербургского государственного университета. О некоторых из этих памятниках мы поговорим в следующих наших статьях из цикла «Санкт-Петербург. Необычные памятники».

Итак, дорогие друзья, продолжение следует…

skb